Истории о художнике Ван Эйке
В открытии масляной живописи сыграла большую роль тщательность голландского художника Ван Эйка . До Ван Эйка краски изготавливались на клею. Голландский мастер всегда работал над своими досками подолгу и очень тщательно покрывал их потом лаком. затем, как и все тогдашние художники, он выставлял их сушиться на солнце.
Однажды его самое любимое произведение пострадало при сушке: разошелся клей, который связывал доски. Мастер так расстроился, что дал себе зарок из дома не выходить, пока не придумает специальный лак, чтобы можно было сушить доски прямо в мастерской. Ван Эйка перепробовал все масла и обнаружил, что, если лак делать на основе орехового и льняного масла, то он сохнет гораздо быстрее других. А потом живописцу пришло в голову замешивать свои краски сразу не на клею, а на масле. И у него получилось!
Так возникла масляная живопись.
****
Увидев одну из картин Ван Эйка, король Неаполитанский объявил, что теперь он будет покупать только картины, написанные новым способом. И что он готов за них платить весьма щедро.
Понемногу и другие итальянские государи заинтересовались масляной живописью. Но итальянские живописцы не умели писать маслом — не знали, как сделать такие краски. Поэ тому неаполитанский художник Антонелло да Мессина решил выведать секрет у Ван Эйка. Он приехал к нему под видом обычного путешественника; который прослышал про великого голландского мастера. А чтобы усыпить его бдительность, Мессина привез с собой пухлую папку эскизов и рисунков разных итальянских художников: в Голландии они были на вес золота.
Ван Эйк был счастлив этим подарком. Отныне он не расставался с хитроумным итальянцем. Бывало, Ван Эйк трудится у мольберта, а Мессина сидит где-нибудь рядышком и развлекает его анекдотами об итальянцах. Прошла пара месяцев, и хитрый художник из Неаполя наконец выведал все, что хотел. Он тут же бросил своего «дорогого друга», вернулся на родину и разбогател, торгуя картинами, написанными по-новому.