Король Людовик заказал молодому, но подающему большие надежды Давиду картину с любым “королевским” сюжетом. Причем размеры ее были строго оговорены. Давид написал свой первый шедевр — “Клятва Горациев”.
На выставке это произведение вызвало огромный восторг зрителей. Однако картина была больше оговоренного размера. Поэтому придворный, передававшнй заказ короля, явился к Давиду с укором:
— Мне очень жаль, но я не вижу основания для выплаты вам вознаграждения за картину. Вы позволили себе нарушить договор и увеличили размеры полотна.
— Должен ли я понимать это так, что мазня на холсте нужных размеров будет для Его Величества приятней хорошей живописи, даже если она написана на полотне большего размера?
— Вы, удостоившийся чести иметь на своей картине табличку “по заказу короля”, должны были неукоснительно следовать указаниям! — продолжал отчитывать молодого художника придворный.
— Что ж, — усмехнулся Давид, — мне остается только предложить вашему сиятельству отрезать по куску холста с каждой стороны картины.
Злые языки впоследствии утверждали, что с этого эпизода началось разочарование Давида в монархии.