Биографические анекдоты
Делакруа дружил с писательницей Жорж Санд и ее возлюбленным — Шопеном. Однажды у них зашел разговор о художнике Энгре, которого Делакруа всегда ругал.
— Папаша Энгр делает все, чтобы стать колористом, но он разбирается в этом не лучше, чем ваш консьерж! — как всегда яростно утверждал Делакруа. — Его картины — это трактаты по перспективе! Но они все равно плоские, как стена. Там все мертво, Энгр отжил свое!
А когда художник вернулся за полночь домой, то обнаружил у себя на столе папку с новыми литографиями Энгра. Их принес ученик, думая позабавить мэтра.
И до самого утра Делакруа в полном восхищении копировал литографии «отжившего» Энгра, время от времени повторяя с раздражением:
— Ах, как хорошо! Ну, Энгр! Вот негодяй!
***
Когда старику Делакруа поручили роспись капеллы парижской церкви Сен-Сюльпис, он полюбил работать по воскресеньям. Его вдохновляла торжественная органная музыка. Но кюре этой церкви был возмущен: в воскресенье надо молиться, а не работать. Делакруа и его помощнику Андрие было запрещено расписывать по воскресеньям.
Художник справился с этой проблемой очень просто. Вечером в субботу они с Андрие соорудили чучело из старой метлы, нескольких кистей и плаща. К «руке» чучела прикрепили палитру.
В воскресенье сторож подошел к двери церкви, заглянул и обнаружил, что у художников работа кипит — несмотря на запреты! Он вызал кюре. Но сколько они ни стучали и ни бранились, чучело, естественно, двери не отпирало. Священник разгорячился и стал ее взламывать. В этот момент и явились Делакруа с помощником.
— Так-то вы соблюдаете заповеди! — заметил он укоризненно. — Надо молиться, а вы занялись какими-то столярными работами!