Иван Николаевич Крамской часто наставлял Васнецова:
— Дайте живую, полнокровную действительность. Надо осветить существующий мрак, чего бы это ни стоило! Русские художники с начала 60-х годов рассказывают о жизни. Сюжет нарисован по всем правилам, а от него за версту несет скукой. Покажите человека живьем, какой он в неприкрашенном, порой страшном обличье. Дайте на полотне простор характеру!
Когда характеры будут у вас в силе, сюжет явится сам, постучит по раме, вломится. Пусть это будет пока одна фигура на картине; но это должен быть тип, живой характер — и тогда он сам потащит автора по картине, покажет, что ему на ней делать. И пишите, ни о какой форме не думая,— во всю мочь. Форма придет сама, прилетит на крылышках. Все краски с собой принесет и раскроет, натянет линии в струну. Только прикоснетесь — такой звон-тарарам пойдет! А вам, вятичу, силенки не занимать! — вот так выговаривал Крамской Виктору Михайловичу.
На 7-й выставке передвижников в 1879 году Виктор Васнецов появился с новой картиной — «Преферанс». Чиновники при свече дуются в преферанс. Незанятый в игре сладко позевывает, другой опрокидывает в сторонке рюмашку. Вот и отозвался вятич на увещевания Ивана Николаевича!
История создания этой картины была непростая: Васнецов еще в Петербурге задумал картину «Преферанс». Потом переехал в Москву и попросил свести его с картежниками — понаблюдать типажи. Но остался недоволен местными преферансистами.
— Здесь игроки какие-то мелкие, торопливые, — жаловался он. — Даже рюмку берут по-другому, чем в Питере. А в Питере игрок как священник — он священнодействует. Все так важно, размеренно. И зеленое сукно будто алтарь!
Писание этой картины растянулось на целый год. И Васнецов всех уверял, что дело — в мелкости московских «типов».
Полезная информация:
В полиграфической компании MoscowPress (сайт: www.moscowpress.ru) , занимающейся широкоформатной и интерьерной печатью, можно заказать печать постеров в Москве. Изготавливаются копии картин известных художников для украшения стен дома. Офис находится на улице Большая Тульская.