«Фонтан» Марселя Дюшана
Несмотря на то, что четыреста ведущих деятелей британского мира искусства назвали «Фонтан» Марселя Дюшана наиболее влиятельным творением двадцатого века, эта работа не раз становилась объектом агрессивного поведения.
>>> Галерея работ Марселя Дюшана
Весной 2000 года двое художников-перформансистов, Юань Ча и Цянь Цуньси, попытались помочиться в копию «Фонтана» Дюшана, выставленную в лондонской Галерее Тейт. (Теперь в галерее этот экспонат хранится в прозрачном ящике во избежание новых попыток его осквернения.)
Возможно, китайцы хотели повторить более раннюю выходку другого художника, Пьера Пинончелли, которому в 1993 году удалось помочиться в другую версию «Фонтана». И на этом Пинончелли не успокоился. В январе 2006 года он обрушился на скульптуру с молотком, отколов маленький кусочек. При аресте Пинончелли сказал, что с его стороны эта была художественная акция, смысл которой сводился к тому, что писсуар Дюшана более не обладает провокативной ценностью, и которую, кстати, наверняка, одобрил бы сам Марсель Дюшан. Учитывая, что сам Марсель Дюшан утратил оригинал «Фонтана», с «разрушителем» копии трудно спорить.
Обсуждение писсуара Дюшана экспертами